Что такое тощий бетон и в каких целях он используется
Весь бетон подразделяется на три вида: жирный, товарный и тощий. Каждый имеет свой состав и отличается содержанием количества наполнителя и вяжущего элемента.
Тощий бетон – строительный материал, состоящий из определенных пропорций. В нем в значительной мере уменьшено количество цемента и жидкости, а также увеличен объем наполнителя, в качестве которого используют гравий, щебень, гальку. Он имеет такое название из-за малого количества связующих элементов.
Не стоит недооценивать данный материал. Его применение целесообразно в тех случаях, когда использование бетона стандартного типа не оправдано (например, при заливке чернового пола, строительстве дорог). Основным преимуществом подобного состава является его невысокая стоимость. Благодаря уменьшенной массе цемента, который является самым дорогостоящим элементом, и значительным увеличением части дешевого наполнителя, тощий бетон позволяет существенно сэкономить затраты на материалы.
Достоинством также является то, что на приготовление смеси требуется небольшой промежуток времени. После укладки состав быстро застывает, поэтому процесс работы намного ускоряется. Недостатком его является низкая степень прочности.
Характеристика смесей
При замешивании тощего материала рекомендуют точно соблюдать пропорции (обычно они даются в расчете на 1 м3). Количество цемента не должно быть ниже 5% от всей массы готового продукта. При нарушении правил смешивания всех элементов может получиться бетон меньшей плотностью, который склонен к разрушению под механическим воздействием. Данные нормативы занесены в СНиП, где опубликованы регламентирующие документы, описывающие характеристики песчано-цементного состава.
Нормы для тощего бетона:
- класс прочности – от В 5 до В 15;
- марка материала — М 75, М 100, М 150, М 200;
- морозоустойчивость — от F50 до F100;
- гидронепроницаемость — от W2 до W4.
От продукции данного вида не требуют высоких показателей, поэтому они обладают не самыми лучшими характеристиками. Изделия из обедненного материала способны выдерживать нагрузку 5-15 Мпа. Он обладает средней степенью морозоустойчивости и сохраняет свои первоначальные качества до 100 циклов замораживания и размораживания.
Плотность тощего бетона позволяет применять его под небольшим давлением воды до 0,4 Мпа. При такой нагрузке материал не пропускает воду.
Сфера использования
Бетон обедненного состава из-за низкой прочности можно применять только в определенных условиях. Обычно его используют в следующих сферах строительства:
- для устройства основания под укладку полотна автомобильных дорог (в данном случае в состав добавляются специальные водонепроницаемые модификаторы);
- для укладки основы под фундамент различного типа в строительстве зданий;
- для обработки швов в блочном фундаменте;
- для закладывания основы асфальтовых площадок и пешеходных дорог;
- для обустройства цементных стяжек в условиях влагонепроницаемости;
- для устройства заливки чернового основания для чашей бассейнов;
- для монтажа различных перекрытий в грунте.
Основная сфера применения тощего состава – упрочнение и стабилизация грунта для будущего строительства какого-либо объекта. Обычно для этого используют марки бетона выше М 100, изделия из которых обладают большей плотностью. Изделия маркировкой М 200 имеют более высокие технические показатели, поэтому возможна их эксплуатация и для устройства перекрытий между этажами, различных перемычек, блоков, плит или лестниц.
Как замесить
Технология изготовления данного строительного материала не представляет сложности, ее можно выполнить прямо на месте монтажа, что удобно при устройстве полотна автомобильных дорог, а также при строительстве своими руками на собственном участке.
Консистенция
Тощий бетон должен иметь рыхлую консистенцию, визуально напоминающую влажную землю, поэтому жидкость добавляется понемногу и порционно. Чем ниже маркировка материала, тем его текстура должна быть жестче.
Обедненный продукт в отличие от жирного бетона не обладает хорошей пластичностью, поэтому его нецелесообразно заливать в узкие формы для получения плит. Но зато его характеристики прекрасно подходят для укладки дорог. Монтаж осуществляется при помощи специального оборудования – дорожных катков. Под прессом материал достигает высокой плотности.
Состав
Бетон тощего вида в зависимости от фракции используемого наполнителя можно подразделить на два подвида: крупнозернистый и мелкозернистый. Для крупнозернистого бетона применяют щебень диаметром не менее 40 мм, а для мелкозернистого — диаметром около 5 мм. Жидкость в смесь добавляется на 20-30% меньше, чем составляет масса цемента. Количество воды зависит от используемой фракции наполнителя. Щебень крупного размера больше впитывает влагу.
Маркировка бетона | Цемент | Песок | Щебень | Количество получаемого материала | |
М100 | М 400 | 10 л/14 кг | 41 л/49 кг | 61 л/103,7 кг | 78 л/ 140,4 кг |
М 500 | 10 л/14 кг | 53 л/63,6 кг | 71 л/ 120,7 кг | 90 л/ 162 кг | |
М150 | М 400 | 10 л/14 кг | 32 л/38 кг | 50 л/ 85 кг | 64 л/ 115,2 кг |
М 500 | 10 л/14 кг | 40 л/48 кг | 58 л/ 98,6 кг | 73 л/ 131,4 кг | |
М200 | М 400 | 10 л/14 кг | 25 л/30 кг | 42 л/ 71,4 кг | 54 л/ 97,2 кг |
М 500 | 10 л/14 кг | 32 л/38,4 кг | 49 л/ 83.3 кг | 62 л/ 111,6 кг |
Процесс приготовления
Для приготовления тощего бетона из расчета на 1 м3 необходимо взять следующие пропорции материалов: цемента – 170 кг, песка – 831 кг, щебня – 1300 кг, воды – 140 л. Также в целях экономии цемента в раствор могут добавлять различные пластификаторы. Они значительно увеличивают вязкость и текучесть состава. Такой материал удобнее наносить на поверхность.
Для замеса часто используют бетономешалку, объем которой вмещает 0,25 м3. Для этого следует взять 25 кг цемента. Данная масса равняется 1 мешку. Далее замешивается песок – 8,5 ведер, наполнитель – 10,5 ведер, вода – 10 л. В качестве стандартной тары берется 10-литровое ведро. 1 м3 тощего бетона готовится в бетономешалке в течение 1 часа. Такой объем вполне подойдет для частного строительства.
При обустройстве автомобильных дорог или перекрытий фундамента понадобится большее количество материала. Для этого рекомендуют включить в работу сразу не одно оборудование. При монтаже стенки фундамента сечением 0,6 м на 0,3 м и протяженностью в 65 см потребуется 12 м3 готового продукта маркировкой В 15, а для заливки самого основания — не менее 6 м3.
Профессионалы советуют очень аккуратно относиться к добавлению жидкости в раствор. Рабочая рецептура для точного соблюдения норм разрабатывается обычно из расчета получения 1 м3 готового продукта. Если объем жидкости увеличить, то понизится плотность материала, поэтому в холодное время года возможно его промерзание и вследствие этого — разрушение.
На 1 м3 требуется не более 120-140 л. Точное количество зависит от размера диаметра наполнителя. Крупный щебень следует заливать 140 л на 1 м3, а мелкий 120 л на 1 м3. Для обустройства бетонной подушки при строительстве дорог потребуется намного больше материала.
Монтаж обедненной бетонной смеси
Данная маркировка бетона применяется для работы на грунтовой поверхности. Это может быть как строительство здания, так и устройство полотна дорог. Толщина слоя бетона обычно составляет не менее 10 см. Состав наносится на предварительно подготовленный и очищенный грунт. Для этого снимается 20 см земли. Затем поверхность уплотняется и при помощи подсыпки камней и песка выравнивается. Этот слой называется «подушкой» и составляет не менее 0,2 м. На грунтах повышенной плотности толщина ее может быть уменьшена. Часто при строительстве дорог выравнивание поверхности осуществляется за счет нанесения тощего бетона.
Для повышения плотности и прочности основания фундамента здания его армируют железной сеткой, сечение которой должно быть не менее 0,8 см. При установке арматуры следует учесть то, что она должна быть тесно связана с основной частью, которая заливается позднее, поэтому заранее формируются выступы подготовительного слоя около 30 см.
Монтаж бетона должен осуществляться сразу после его приготовления. Если температура воздуха превышает 25 °С, то в смесь добавляют вещества, замедляющие твердение материала.
Тощий бетон широко применяется как в частном строительстве, так и при возведении крупных объектов и при укладывании автомобильных дорог. Он позволяет быстро получить готовый продукт прямо на месте работы и значительно сэкономить на использовании материалов.